Свежий номер

№ 21 (6320)    25/05/2017

0001

Курс валют ЦБ РФ
20.07.2015
RUBКурс рубля1 руб
USDКурс Доллара к рублю на сегодня00.000
EURКурс Евро к рублю на сегодня00.000
конвертер валютwww.westbiz.ru
Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

YouTube google plus logo ok  twitter logo vkontact facebook-logo-icon-vectorcopy-big instagram mail tumblr email-icon 

 

УЧИТЕЛЬ И МУЗЕЙ

 

6-0Духовное состояние нашего общества, его нравственный потенциал в будущем во многом зависит от педагога.  Как говорил писатель Чингиз Айтматов, основной фигурой в обществе, связующей поколения и формирующей облик юных граждан,  является  школьный учитель.

 

В решении важных образовательно-воспитательных задач существенную помощь учителю оказывает музей. Именно он дает возможность учащимся особенно остро почувствовать свою роль наследника истории, ощутить себя звеном в цепи поколений.

Эффективность работы музея с учащимися во многом определяется постоянными и тесными контактами с учителями. В практике сложились разнообразные формы сотрудничества со школьным музеем. Учитывая, что цель таких контактов – активизация учебно-воспитательного процесса, можно выделить следующие основные их виды: современную работу по организации и проведению учебной и воспитательной экскурсии в музее и участие музея в организации семинарских занятий.

При проведении экскурсии роль педагога не ограничивается только тем, чтобы привести ребят в музей, хотя сама организация посещения требует определенных затрат времени и сил.

Важно подготовить ребят к встрече с музеем, а уже потом после проведения экскурсии закрепить знания, приобретенные при знакомстве с музейным материалом.

Учитель, прежде чем вести ребят в музей, должен сам побывать там, изучить экспозицию, побеседовать с работником музея. Это поможет ему подготовить учеников к экскурсии, дать им предварительную информацию о музее.

Каждый педагог не только учит детей своему предмету, но является воспитателем. Воспитывать не просто. «Чем лучше становится жить, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения, тем труднее воспитывать, тем больше возрастает ответственность всех, причастных к воспитанию», – писал В.А. Сухомлинский.

У музейных витрин провели интересные уроки педагоги-воспитатели школы: Пирдаз Нурудинова, Галина Магомедова, Наида Селимова, Барият Курбанова, Людмила Гайдарова, Патимат Шамилова и др. Они затронули такие актуальные темы, как «Доблестный труд матерей», «Единство народов, верность России, верность присяге», «Женщины Избербаша в годы войны», «Слово о 28 героях-панфиловцах», «День памяти» и т.д.

Сегодня заслуживает внимания опыт работы этих учителей. По их мнению, музей – одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле. Характерно, что и сами ребята высоко оценивают музей как источник познания природы, истории, культуры родного края. «Я теперь больше узнала об истории родного города и представляю себе, каким он был и стал в наше время», – пишет после посещения школьного музея ученица из 11 «Б» класса Аида Чупалаева.

Я не раз отмечал деятельность директора школы Анжелы Шахамировой, по инициативе которой в школе был создан «Музей памяти» и проводится весьма плодотворная работа, плоды которой уже известны.

Говоря к проблеме «Учитель и музей», видимо необходимо разрушить сложившийся стереотип, надо думать не только о том, что может и должен дать учителю музей. Надо видеть и другую сторону дела: чем может помочь музею педагог.

В интервью с классными руководителями – Людмилой Гайдаровой, Барият Абдуллаевой, Галиной Магомедовой, Патимат Шамиловой, Пирдаз Нурудиновой – мною зафиксированы разнообразные педагогические приемы формирования у детей учебной цели экскурсии еще до посещения музея.

Классные руководители объясняют учащимся, что музейная экспозиция является важным источником знаний, а потому экскурсия – не развлечение.  Учителя предлагают ребятам прочитать книги, связанные с тематикой будущей экскурсии, а  потом дают учащимся задания: собрать материал о боевой и трудовой деятельности прабабушек и прадедушек, собрать экспонаты, рассказывающие о труде и быте горянки, горца и т.д.

В процессе подготовки экскурсии мы обязательно анализируем и решаем вопрос, каким методическим приемом можно наиболее доходчиво, эффективно, интересно раскрыть ту или иную тему.

Задача работы при подготовке  к экскурсии заключается в том, чтобы определить, как лучше связать зрительские впечатления, получаемые школьниками от экспонатов, с излагаемым материалом.

Сейчас коллектив музея собирает материалы о наших земляках, награжденных орденом Славы, и о воинах-интернационалистах, участвовавших в военных конфликтах за рубежом.

Проявление патриотических чувств становится одним из ведущих мотивов запоминания экспозиционных материалов: «Запомнились материалы о героях Советского Союза и о героях России, потому что среди героев Советского Союза есть и мой земляк – из Дагестана» – так написал в анкете ученик из 11 «А» класса Мурад Чанкуров.

Это еще раз подтверждает то, что использование в музейной пропаганде местных, краеведческих материалов развивает у школьников гражданские чувства, любовь к своей Родине, к ее природе, гордость за революционные, трудовые или ратные подвиги своих земляков. 

Артур ЧУПАЛАЕВ.

Яндекс.Метрика