YouTube google plus logo ok  twitter logo vkontact facebook-logo-icon-vectorcopy-big instagram email-icon 

Курсы валют ЦБ РФ
Курс Доллара к рублю на сегодняUSD00.000-0.000
Курс Евро к рублю на сегодняEUR00.000-0.000
Курс Фунта к рублю на сегодняGBP00.000-0.000
Курс гривны к рублю на сегодняUAH00.000-0.000

 

МИЛОСЕРДИЕ – ЦЕЛЬ И ОСНОВА ИСЛАМСКОГО ПРАВА

 

3 0Исламская цивилизация со времен Пророка Мухаммада (с.а.в.) до сих пор твердо основана на концепции «господства права». По этой причине законы во все времена публиковались и были известны гражданам, которые на основании норм законодательства отстаивали свои права в судах. При этом мусульмане должны были соблюдать исламский закон – шариат. Если гражданин мусульманин нарушал религиозные запреты, он был судим в соответствии с исламским законом. Гражданина немусульманина судили за религиозные нарушения по законам его собственной веры.

 

ВЗЫВАЯ К ЗАКОНУ БОЖЬЕМУ И

ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗУМУ.

Ислам – это полный пакет правил, регламентирующих образ жизни правоверного. Разделяя ислам на составляющие, а затем, изучая их по отдельности, невозможно прийти к пониманию догматов ислама в целом. В случае если аспекты ислама рассматриваются отдельно, без широкого понимания своей совокупности, и будут восприняты во фрагментарном контексте, религиозность человека рискует принять форму экстремизма.

Однако если комплексно изучать ислам с точки зрения здравого смысла, которого придерживается любой здоровый и честный человек, то постулаты религии будут признаны разумными во всех аспектах человеческой жизни и религиозной практики. Да и сумел бы иначе ислам стать одной из мощнейших религий человеческой цивилизации, в которой культурный динамизм и прогрессивное творчество являются основой жизни современного общества?

Шариат – это исламский закон, содержащий правила и принципы, которые определяют поведение мусульманина относительно самого себя, семьи, соседей, общины, города, страны и всей мусульманской Уммы (общности). Аналогично шариат регулирует взаимодействие между этническими сообществами, социальными группами и экономическими организациями. Шариат устанавливает критерии, по которым все социальные сценарии описаны, классифицированы и отрегулированы в рамках общего управления государством. Шариат устанавливает правила, которым верующие должны следовать в поклонении Аллаху: молитвы, милостыни, посты и паломничества.

Шариат представляет собой комплексный взгляд на жизнь. Образно это напоминает фотографии Земли с космического спутника, когда мы охватываем взором всю планету. Аналогично и шариат воспринимает Землю как один большой город, населенный самыми разными обитателями. При этом ислам рассматривает благо общества в целом с общей точки зрения, предлагая теоретическую модель сосуществования, реализация которой обеспечивает безопасность и защиту всего общества.

Шариат в буквальном смысле означает «хорошо утоптанный путь к воде», которая является источником всей жизни, что и символизирует путь к Аллаху, как создателю всего живого.

 

ИСЛАМИСТСКОЕ ПОНИМАНИЕ ШАРИАТА.

Большой проблемой сегодня является то, что новое движение в исламе имеет новаторский и нетрадиционный подход к шариату, который искажает все прежние взгляды, устанавливая жесткие, бескомпромиссные и непрагматичные требования, коверкающие принципы гуманизма, здравомыслия, умеренности и приличий, которые на протяжении последних 14 веков истории представляют собой традиционные исламские законы.

Исламистские радикалы требуют следовать букве закона, отказываясь принимать доводы о том, что наряду с нормой закона существует и право прецедента.

Действительно, логика шариата с минимальным количеством четких запретов и максимальным простором для приложения норм закона к конкретным жизненным ситуациям означает, что любое принятие улемами произвольных решений проистекает не столько из существенных характеристик шариата, но от исторической институционализации определенной правовой традиции либо от метода толкования или в виду гегемонии определенного толкования. Однако можно ли использовать отсутствие институциональных и концептуальных запретов в качестве основы для введения подобных запретов в современных исламистских государствах (Саудовской Аравии) или представителями радикальных религиозных групп – это отдельный вопрос. Парадоксально, но именно следование букве закона позволяет различным исламистским группировкам толковать Коран как для подтверждения, так и для радикального отрицания человеческой автономии.

Государственные власти со своей стороны зачастую опираются в исламе на прецедентное право, сложившееся на протяжении многих веков. Шариат всегда открыт для толкований, так как построен на совокупности заповедей, которые порой общие, порой точные, и которые применяются ко всей совокупности ситуаций из человеческой жизни посредством индукции, аналогии, дополнения, комментарий и толкования.

 

ИСЛАМ В ПОЛНОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ – ТРИ АСПЕКТА

Ислам – это всеобъемлющий свод законов, предусматривающий образ жизни человека, посланный Аллахом в форме откровения посредством Пророка Мухаммада (с.а.в.). Как таковой, он охватывает три основные сферы человеческой жизни: физическую, интеллектуальную и духовную. Эти три аспекта веры, как известно: ислам – закон Божий;  иман – вера; ихсан – этика и нравственность.

Первый аспект – ислам, в первую очередь касается физических аспектов веры, такие как обязанности, запреты и рекомендуемые действия, которые регулируются шариатом. Этот аспект не может быть реализован сам по себе и его должны дополнять два других. Когда Пророк (с.а.в.) учил исламу своих последователей, он раскрывал перед ними все эти три аспекта одновременно как естественный и целостный подход в вере.

 

ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ ШАРИАТА ЯВЛЯЕТСЯ МИЛОСЕРДИЕ

Аллах говорит: «И мы послали тебя (о Мухаммад) только как милость для миров».

И Пророк (с.а.в.) сказал: «Милостивый проявляет милосердие к тем, кто милует других. Проявите милосердие к тем, кто на земле, и Тот, кто на небесах проявит сострадание к вам».

Из этого и многих других исходных текстов можно указать милосердие основной задачей шариата. Улемы (ученые ислама), как правило, считали Рахман (милосердие) всепроникающей целью шариата и для всех намерений и целей использовали его в качестве синонима Маслаха (благо в повседневной жизни).

Основополагающие тенденции коранического права направлены в пользу бедных. Нужно обратить внимание, что оно начинается с провозглашения принципов этики. Эта особенность норм Корана была сохранена исламским правом, где чисто юридическое отношение к поступкам (предусматривающее юридические последствия) часто заменяется тенденцией налагать этические нормы на верующего.

Поскольку милосердие является главной целью шариата, ясно, что она не может быть достигнута, если верующие, которые его осуществляют, не прониклись этим важным качеством.

Когда общество опирается на духовные ценности шариата, милосердие является естественным проявлением этих ценностей. Когда вера индивидуума наполнена духовными ценностями, его психика и этический компас будут сбалансированы, а его стремление к безнравственным или преступным действиям будет полностью устранено или существенно уменьшено. Без таких ценностей человек становится не более чем политическим животным и закон становится средством и целью во имя самого себя.

Последователи движения ваххабитов, созданного Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом, которые составляют большинство строителей современных «исламских» государств, отвергают принципы духовности, основывая свой подход к исламу исключительно на материальном аспекте. Как результат, они считают единственно правильным подходом к вопросу о совершении преступления физическое наказание виновного.

Несмотря на изучение религиозных книг своего времени, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб стал чрезвычайно догматичным в своем понимании веры. Имам Абу Захра из Университета Аль-Азхар утверждает, что Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб был чрезмерно радикален в своих концепциях, чем любой прежний богослов. После смерти аль-Ваххаба его последователи пошли еще дальше во всех сферах юриспруденции, объявив бесчисленное количество допустимых в исламе ситуаций недопустимыми. Ваххабитское движение никогда не полагалось в распространении своих убеждений на талант устного или письменного убеждения, предпочитая действовать огнем и мечом против всех, чьи взгляды хоть малейшим образом отличались от их идеологии. 

 

ОСНОВЫ ШАРИАТА: 

БОЖЬЕ ОТКРОВЕНИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ

У шариата четыре основы: два – откровения, исходящие от Аллаха, и включают в себя два основных источника: святую книгу Ислама Коран и сунну (жизнеописание Пророка Мухаммада (с.а.в.)), а также два основанных на разумных усилиях мусульманина: консенсусе (Иджма) и юридических рассуждениях по аналогии (Кияс).

 

ФИКХ – ПРИМЕНЕНИЕ ШАРИАТА В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Шариат, основанный в первую очередь на текстах из Корана и Сунны, воплощает широкие, общие правила, которые являются неизменными, в отличие от современных правил в обществе: неприкосновенность жизни, безопасность и свобода выражения мнений и неприкосновенность этих прав. Адаптация законодательства в соответствии со временем и обстоятельствами обусловлено изменениями в обществе, притоком различных культур и материальными условиями.

Нужно помнить, что Ислам впервые пришел к одному народу с одним стилем жизни. По мере распространения религии и расширения границ мусульманских земель все цивилизации (каждая со своими кодексами права, традициями и культурами) должны были быть включены в исламское государство. Это не было достигнуто в одночасье, вынуждая мусульманских юристов проявлять большую дальновидность, изящно вписывая юридические нормы в законы Фикха. 

 

ОСНОВЫ ШАРИАТА

КОЛЛЕКТИВНАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ 

Исламский закон основан на принципе, что люди полагаются на других людей. Один человек не может выполнять каждый аспект шариата сам по себе, но нуждается в других людях, которые действуют также как он. Человек не может достичь совершенства, но исламский шариат показывает, что можно достичь совершенства. Как? Объединив всех людей. Сплоченное общество добивается совершенства, которое одному человеку не под силу. Через людей, стремящихся к совершенству и их взаимодействия друг с другом в рамках шариата, все общество очищается.

Этот принцип наиболее ярко проиллюстрирован в паломничестве. Форма поклонения, предусмотренная для каждого человека, который может себе это позволить, по крайней мере, один раз в жизни, тем не менее, привлекает всех членов общества к ее выполнению, и это невозможно, за исключением того, что сообщество имеет глобальную перспективу. Люди собираются в одном месте со всего мира, чтобы исполнять эту Божественную команду на индивидуальном уровне и в целом одномоментно достигают успеха, влияя на глобальные изменения. По этой причине Хадж часто сравнивают с международной сборкой, в которой идеи, образы и вера собираются и передаются в огромном возрождении приверженности сообщества Божественному служению и служению Аллаху, служению человечеству.

 

ЦЕЛИ ШАРИАТА

«Среди всеобъемлющих целей Шариата, главная – это милосердие, которое подразумевает благо для общества. Иногда она обобщается в следующих широких категориях: установление правосудия; обучение личности; укрепление нравственности общества и индивида; предотвращение трудностей для отдельных лиц и общества; предотвращение угнетения», – отмечает политолог Деньга Халидов.

«Шейх Абд аль-Шалим Машмуд, шейх аль-Азхар и один из выдающихся ученых Ислама считал, что среди вышеуказанных философских принципов следует также выделить справедливость, существование добра и зла, отношения между человеком и окружающей средой, и самое главное – свобода выбора. В результате различия во взглядах сегодня существуют различные школы мысли. Однако ни одна школа традиционной исламской мысли не проповедует радикализм и не занимается насаждением своей идеологии методом насилия. 

Здесь можно привести множество выдержек из сур Корана и хадисов, которые подтверждают умеренность шариата. Пророк (с.а.в) сказал своей жене Аише: «Аллах любит кротость во всем в этой жизни и религии, как на языке, так и на деле». Об этом также свидетельствует следующий хадис: «Аллах любит доброту во всех делах – доброта делает вещи прекрасными, а насилие делает их неполноценными». Мы все должны знать и помнить основы нашей религии, а наши религиозные знания должны быть осмыслены с позиции милосердия. Это позволит избежать радикализма и необдуманных поступков, которые вредят всей Умме и приводят нашу религиозную молодежь к печальным последствиям», – подчеркнул Халидов.

Тамерлан МАГОМЕДОВ.

Яндекс.Метрика