YouTube google plus logo ok  twitter logo vkontact facebook-logo-icon-vectorcopy-big instagram email-icon 

Курсы валют ЦБ РФ
Курс Доллара к рублю на сегодняUSD00.000-0.000
Курс Евро к рублю на сегодняEUR00.000-0.000
Курс Фунта к рублю на сегодняGBP00.000-0.000
Курс гривны к рублю на сегодняUAH00.000-0.000

3 2

 

ЛИТЕРАТУРА – ЭТО НЕ ТОЛЬКО

УРОК В РАСПИСАНИИ!

 

Литература – это не только урок в расписании, здесь много интересного и неизведанного, каждый найдет что-то для себя как в сочинении, так и в художественной декламации.

 

Воплощение литературного произведения в звучащем слове искусство нелегкое. Рассуждая о публичных чтениях Н.В. Гоголь подчеркивает: «Прочесть, как следует произведение лирическое – вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать. Нужно разделять искренне с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу, нужно  почувствовать всякое его слово   и уже тогда  выступать на публичное его чтение». Воплотить произведение в слове – значит вызвать в воображении слушателей изображенную автором жизнь во всей ее полноте и многообразии, раскрыть отношение художника к изображаемому, передать особенности художественной формы, стиля автора. С этой задачей  справились учащиеся МКОУ «СОШ № 2» Арифа Иманалиева и Агай Магомедов. Они уже нашли себя в художественной декламации и стали победителями регионального этапа Всероссийского международного конкурса «Живая классика» 2017 и 2018 гг. Им удалось перевоплотиться в образ персонажа, действовать от его лица, передать настроение героя, раскрыть слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить слушателя увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит, переживает и оценивает их он – исполнитель. Далеко не каждый ученик способен схватить сразу тональность произведения и выразить ее в голосе. Над этим приходится работать.

Задача воплотить произведение в слове требует от чтеца тщательного анализа текста, уяснения мыслей и намерений автора, его отношения к людям, фактам и событиям, о которых он рассказывает, той идеи, которую он утверждает. Чтец одновременно и автор, и декоратор, и осветитель, и гример, и костюмер, и композитор, и герой, и героиня, потому что он один должен удержать в руках все составные части рассказа и перебросить их в зал. Умение читать приходит не само собой: этому надо учиться умело и последовательно.  Важно правильное дыхание, отчётливость произношения звуков, навыки верной передачи эмоций посредством речи. И это умение необходимо вырабатывать с самого раннего возраста. Одним из основных условий, столь необходимых для чтеца-рассказчика, является любовь к литературе. Чтобы приобщить ребёнка к чтению, необходимо не только учить слушать чтение произведения другим человеком, но и воспринимать и понимать его.

Как известно, ум человека наиболее восприимчив в детстве, восприимчив к эстетическому развитию. Агай и Арифа с самого раннего возраста были заметны среди своих сверстников этой восприимчивостью всего вокруг себя. Они нашли радость в приобщении знаний и навыков. Радость работы над чтением книг – это и есть радость победы над временем. И вот сила эстетического воздействия книги так велика, что не будь этой силы в них, может быть, и не было бы такого  блистательного выступления.

Выразительное чтение и тем более художественное профессиональное чтение помогает лучше понять произведение. Выразительное чтение – искусство такое же самостоятельное, как музыка или живопись.

И. ИМАНАЛИЕВА,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ № 2» 

г. Избербаша.

Яндекс.Метрика