Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за возможные сбои в работе сайта. Администрация сайта.

 

ИСКУССТВО ОТРАЖАЮЩИЙ

 

11 027 марта во всем мире отмечается профессиональный праздник всех работников театра. К тому же в нашей стране весь 2019 год будет посвящен этому виду искусства. А совсем недавно прошло важное для всей республики событие – торжественное открытие отреставрированного после пожара зрительного зала и здания Даргинского государственного музыкально-драматического театра им. О. Батырая.

 

«Театр есть искусство отражать», – сказал однажды великий русский театральный режиссер Константин Станиславский. Я думаю, у каждого есть свои история знакомства с театром и первое впечатление о нем. Накануне праздника я попросила наших подписчиков в социальных сетях, среди которых по счастливой случайности оказались и бывшие работники театра, поделиться историями прошлых лет, своими воспоминаниями и мыслями. 

11 1Здравствуйте, дорогие коллеги! С огромным удовольствием расскажу вам о своих прекрасных впечатлениях от работы в Даргинском театре. Проработал я в нем артистом с 1981 по 1982 год. Играл в спектакле драматурга Эмиля Золя «Наследники Рабурдена» с такими прекрасными артистами как Сапият Абдулмуслимова, Салимат Шахмандарова, Муслимбек Кемцуров, где я исполнил роль господина Леду (на фото). Также играл адвоката в психологической драме «Момент истины» прекрасного драматурга Рустама Ибрагимбекова. Режиссером-постановщиком всех этих работ был неподражаемый Мустафа Ибрагимов.

Затем я уехал учиться в Краснодарский государственный институт культуры. После его окончания работал в Москве в шоу-бизнесе и часто приезжал к себе на Родину с гастролями со звездами российской эстрады. В данное время уже 13 лет живу с семьей во Франции. Желаю моему дорогому театру и всем артистам творческих успехов и крепкого здоровья!

Борис Сулейманов, парикмахер-стилист, 55 лет, 

город Гренобль, Франция.

 

11 2«Весь мир – театр, а люди в нём актеры», – писал великий Шекспир, возможно, имея в виду, что человеку от рождения и до тризны приходится играть очень много социально значимых ролей. Не знаю, Бог весть, что он имел в виду. Для меня лично театр – это целый мир! Причём с самого первого соприкосновения с этим великим искусством. Мир, полный жизни. Мир, где есть возможность посмотреть все варианты развития судьбы. Это способ глянуть внутрь себя, в собственную душу через предлагаемые обстоятельства и воспитать душу красотой. Ещё театр – это территория свободы, творческой свободы... Возможность художественно осмыслить свою жизнь, свою судьбу, окружающий мир... Это такая игра в жизнь, где мы приподнимаемся над обыденностью и смотрим на себя относительно вечности нашей бессмертной души и живём, соотнося себя с этой вечностью. 

И ещё для меня, как для представителя даргинского народа, театр – это, конечно же, их величество актеры и режиссёры: Марзият Шапиева, Гасбулла Исаев, Муслимбек Кемцуров, Наби Ибрагимов, Нариман Алиев, Мустафа Ибрагимов, Рупат Чараков, Сапият Абдулмуслимова, Загидат Мусаева, Саид Алибеков, Магомед Шахбанов, Салимат Шахмандарова, Мухтар Нухов, Ризван Абдуллаев, Магомедшамиль Шамилов, Саният Каримова, Рашидат Исмаилова, Гасанкади Рабаданов, Нурбаганд Идрисов, Рабадан Ильясов, Ислам Гасанов,  Абдусамад Алиев, Хузаймат Ибрагимова и многие, многие другие, всех не перечислить!

Творческие горизонты театра, как искусства, конечно же, гораздо масштабнее и шире, здесь я называю лишь тех, с чьим творчеством соприкасалась лично и лишь в стенах Даргинского театра, а порой и совсем без стен на импровизированной сцене в горном селе перед школой, когда театр приезжал к нам на гастроли. Никогда не забуду эти пахнущие ароматом сена августовские вечера детства, когда все труженики села дружно собирались и с нескрываемым восхищением смотрели спектакли на превосходном даргинском литературном языке, где играли самые талантливые актёры современности, владеющие языком матери. И сегодня, когда мой родной, любимый, единственный в мире Даргинский музыкально-драматический театр имени великого поэта  и гуманиста Омарла Батырая восстал из пепла, в буквально смысле этого слова, я уверена, что впереди его ждут грандиозные дела. От всего сердца желаю моему Даргинскому театру творческого взлёта и процветания в веках!

Хамис Шамилова, поэт, журналист, заслуженный работник культуры РД, руководитель пресс-службы ДГУ, автор и ведущая программы «Мой театр» на канале РГВК «Дагестан», 45 лет, г. Махачкала.

 

11 6Сейчас я живу далеко от Дагестана, но очень люблю свою малую Родину. А с Даргинским театром у меня связаны самые лучшие воспоминания из детства! Помню, как часто к нам приезжали артисты и привозили разнообразные спектакли в мое родное село Мекеги. Мы всей семьей ходили на сеансы.

Я также очень рада, что наконец-то отрыли отреставрированный новый зал. При первой же возможности я обязательно посещу театр, чтобы отдохнуть и насладиться любимым искусством, хорошими спектаклями. Артистам театра хочу пожелать еще много интересных ролей, успехов в творчестве и постоянных аншлагов!

Асият Алибекова, продавец, 48 лет, Ставропольский край, с. Арзгир.

 

11 3Я устроился работать в Даргинский театр сразу после окончания школы – в конце 80-х. Параллельно учился в техникуме и в течение года до и после армии проработал машинистом сцены.

Жизнь в коллективе театра была очень интересная и насыщенная. В то время было много хороших спектаклей, на постановку которых приглашали лучших деятелей искусства театра и кино, режиссеров из столицы. Мне запомнились премьеры «Долина шаха», «Клеопатра» и многие другие.

Помню, что и мне доставались эпизодические роли на сцене. В «Долине шаха», к примеру, я был в роли гонца, которого наш предводитель отправлял в с. Акуша известить о газавате. Представьте, какими были незабываемыми эмоции, когда меня наряжали в старинные горские одеяния: бурку, папаху, вооружали кинжалом и саблей, и я с величием воина произносил слова газавата! Ощущения такие, будто перенесся в столетия назад и в реальности участвовал в событиях истории нашей республики.

Ну, а в «Клеопатре» я играл одного из стражников царицы Египта, роль которой блистательно исполняла ныне народная артистка РД Патимат Кагирова. Больше всего мне запомнилась сцена, когда Клеопатра умирает, и мы, стражи, выносим на руках смертное ложе, где лежало ее бездыханное тело. Притворяясь мертвой, Патимат на репетициях умудрялась шутить над нами, а мы, не в силах сдерживать приступы смеха, раскачивали ее и чуть не роняли. Так мы едва не сорвали генеральную репетицию и саму премьеру, режиссер был в ярости, но Кагировой всё прощалось в силу её юморного характера, животрепещущей харизмы и яркой внешности.

Также увлекательной была командировочная жизнь, выезды по горным селениям оставляли массу впечатлений. В перерывах между спектаклями можно было гулять по окрестностям, любоваться природой и восхищаться величием своего родного края. Было приятно знакомиться с местной культурой, обычаями, с местными жителями, которые были очень гостеприимными и часто приглашали к себе домой, угощая национальными блюдами. Было очень весело, актеры ведь не только на сцене артисты, но и в жизни тоже очень веселые и незаурядные личности, с ними никогда не соскучишься.

Часто к нам приезжали гости из столицы и других городов России, знаменитые артисты и певцы. Помню, как-то приезжали пехлеваны и акробаты, они оставили канаты на какое-то время неразобранными. В силу молодости и амбициозности я за пару недель научился ходить по канату сначала с шестом, а потом и без него, выделывая всевозможные трюки. Учили меня также и музыканты игре на различных инструментах. Могу сказать уверенно, что в театре прошли лучшие годы моей жизни! И еще я безмерно горжусь тем, что театр с первого дня своего существования носит имя моего прапрадяди – отца даргинской поэзии Омарла Батырая.

Что хотел бы я пожелать родному театру и актерам, так это дальнейшего процветания и крепкого здоровья всем, кого в бытность своей работы помню и сейчас поддерживаю с ними связь. В их числе бессменный директор Рупат Чараков, режиссеры Нариман Алиев, Мустафа Ибрагимов, артисты Наби Ибрагимов, Салимат Шахмандарова, Саид Алибеков, Сапият Абдулмуслимова, Магомедрасул  Магомедрасулов, Абдулла Ризванов, Мухтар Нухов, Абакар Алхасов (мой двоюродный дядя). Конечно же, некоторых великих лицедеев, таких как Муслимбек Кемцуров, Марзият Шапиева и другие уже нет с нами, светлая память им … Уверен, что от нынешних актеров напрямую зависит судьба Даргинского театра, ведь именно в нем горит очаг искусства, который ни в коем случае не должен угаснуть!

Мурад Абдуллаев, 45 лет, психолог, 

соруководитель транспортной компании «Энергия», сел. Сергокала.

 

11 4Даргинский драматический театр им. О. Батырая – самый молодой из национальных театров Дагестана. О Даргинском театре я слышала с самого раннего детства, так как родилась и выросла в Избербаше и жила неподалеку. Но поближе с ним, с его историей я познакомилась только в марте прошлого года, когда писала исследовательскую работу «Даргинский театр – очаг и душа народа».

Мой родной театр всегда был в моем представлении взрослым и мудрым, именно поэтому мне захотелось вспомнить его самые первые шаги, имена людей, возглавлявших театр, талантливых режиссеров и, конечно же, актеров. Ведь именно этот театр познакомил мой народ с богатейшими творениями не только классиков русской и зарубежной литературы, но и с произведениями даргинских драматургов. Человеческая доброта, готовность прийти на помощь, подсказать, поддержать здесь сочетаются с профессиональной требовательностью. Даже именитые даргинские писатели теперь не эпизодически, а систематически пишут для театра. От всей души поздравляю коллектив с Днём театра! Пусть вас всегда окружает волшебный дух парящей красоты и творчества! Побольше вам новых постановок, вечно сопутствующей музы и вдохновения! Пусть аплодисменты не смолкают, а восторги зрителей будут вам великой наградой!

Амина Таймасова, студентка ДГУ, 17 лет, город Избербаш.

 

11 5Лично мое знакомство с Даргинским театром, если не учитывать детские походы на спектакли в годы учебы в СОШ № 1, состоялось не так давно – 21 ноября 2017 года. Этот день я помню как вчера и не забуду никогда! Тогда я работала спецкорреспондентом газеты «Наш Избербаш» и волей судьбы именно меня отправили на съемки показа спектакля «Насилие» по пьесе Рабадана Нурова.

То, что мне «посчастливилось» попасть в нужное время и в нужное место, я поняла не сразу, потому как поначалу была даже раздосадована тем, что спектакль начинается вечером, когда рабочий день уже закончен. Но, каким же было мое удивление, когда меня затянуло действо на сцене, заворожила игра артистов. В тот день я поняла, что влюбилась: в театр, в актера и в атмосферу в зрительном зале, неповторимую и такую приятную. Здесь ты как свой среди своих, и пусть я не понимала языка, не смогла уйти, пока вместе с сидящими горожанами щедро не наградила овациями артистов.

Каким же было мое удивление, когда в начале прошлого года мне предложили работу в Даргинском театре по совместительству, и я, долго не раздумывая, согласилась. И не только из-за материального аспекта, а больше из-за той теплоты в душе, которая осталась после первого визита. Считаю свою работу очень важной, ведь я как связующее звено на страницах газет, на сайте учреждения и на просторах Интернета в 5 самых популярных в обществе социальных сетях пишу о жизни театра, о новых постановках и стараюсь, чтобы у тех, кто еще не был в театре, появилось желание его посетить. Я уверяю, вы не пожалеете! Этот вид искусства очень полезен для духовного роста, эстетического и эмоционального саморазвития. А сама я, выйдя на сцену в роли русской девушки Светланы в спектакле «В ту ночь, готовясь умирать…», поняла, что сыграть своего прототипа не так-то просто! Именно тогда мой словарный запас пополнился первыми словами на даргинском языке.

Я желаю нашему театру новых постановок и преданных зрителей, его артистам – творческого роста и больше званий, достижений, наград! И если вы уходите со сцены под звуки громких оваций, значит вы, как человек, служащий искусству и любящему зрителю, стоите многого!

Маргарита Арсланбекова, 28 лет,

специалист по связям с общественностью Даргинского театра.

Яндекс.Метрика