Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за возможные сбои в работе сайта. Администрация сайта.

 

СПЕКТАКЛЬ – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ

 

11 2Для чего мы ходим в театр? На это есть много причин, но самая главная – для того, чтобы увидеть чудо. Чтобы привычные вещи обрели новые формы, а жизнь заиграла яркими красками, чтобы поставить себя на место героя постановки и, не совершая ошибок в собственной судьбе, получить важный жизненный урок. Театр многогранен, и во главе угла стоит режиссер, способный сотворить чудо на сцене.

 

11 09 мая свое 80-летие отмечает заслуженный артист РФ, один из первых мастеров Даргинского музыкально-драматического театра им. О. Батырая, талантливый режиссер, внёсший весомый вклад в формирование и становление национального театра и сценического искусства Дагестана Алиев Нариман Магомедович. 

С детства он мечтал сниматься в кино, но вместо этого ему была уготована судьба провести большую часть жизни на театральных подмостках. «Я пошёл по пути немногих, – поясняет юбиляр, – и это был мой осознанный выбор. Поступая в Дагестанский медицинский институт, я провалил экзамен. Но, к счастью, я увидел объявление о наборе в даргинскую студию в Ереванском художественно-театральном институте. Дороги назад уже не было, дома в родном селе Леваши после смерти отца остались мать, сестра и четверо братьев. Возвращаться мне не хотелось больше всего по причине того, чтобы их не расстраивать. И выбор мой, как оказалось, был поистине судьбоносным».

Для справки: в сентябре 1955 года специальная комиссия Ереванского театрального института под руководством профессора, театрального деятеля, актера и режиссера Вавика Вартаняна организовала прием студентов в Махачкале. В результате было отобрано 15 человек, которые впервые познакомились с театром лишь в Ереване. Руководителем курса первопроходцев из нашей республики был известный сценарист, народный артист Армении Рафаэль Джрбашян.

«В числе этих студентов был и я – молодой 17-летний юноша, – делится воспоминаниями Нариман Магомедович. – В институте я встретил свою будущую супругу Рашидат, с которой прожил в мире и согласии почти 60 лет! Окончив институт по специальности «Мастерство актёра», работал артистом Даргинского театра. Затем спустя несколько лет вместе с семьей вновь вернулся в солнечную Армению, чтобы продолжить учебу. В 1965 году поступил на режиссёрский факультет и параллельно преподавал студентам второй даргинской студии сценическую речь и родной язык».

В 1969 году дважды дипломированный молодой человек возвращается в родной театр. При этом он не только играет на сцене, но и создает первые спектакли. Широко были освещены в местной республиканской печати постановки режиссера Н. Алиева «Лекарь поневоле» и «Жорж Данден» Ж.-Б. Мольера, «Без вины виноватые» А. Островского, «Женитьба» Н. Гоголя, «Предложение», «Медведь», «Трагик поневоле» А. Чехова, «Коня диктатору» М. Карима, «Проснись и пой» М. Дьярфоша, «Хюлледжи» Р. Гюнтекина, «Святая ложь» Д. Дилгырова, «Нур-Эддин – золотые руки» А. Абу-Бакара, «Ровесник весны» Х. Алиева, «Однорогий тур» Р. Рашидова и др. На данный момент число поставленных спектаклей перевалило за полсотни!

11 1Зрители помнят непревзойденные актёрские работы Наримана Магомедовича, которых было более 100. Вот некоторые из них: Кассио («Отелло» У. Шекспира), Скапен («Проделки Скапена» Ж. Б. Мольера), Человек театра («Забыть Геростата» Г. Горина), Азамат («Бэла» М. Лермонтова), Лабазан («Горянка» Р. Гамзатова), Лобов («Предложение» А. П. Чехова), Лука («Медведь» А. П. Чехова), Алибег Багатыров в одноименном спектакле И. Байгишиева и Г. Наврузова. Во многих из них он играл на одной сцене с супругой Рашидат Алхасовой, которая за годы работы в театре исполнила более 40 ролей разного плана, за что была удостоена звания «Заслуженная артистка ДАССР».

Как известно, сначала талант зарабатывает себе имя, а потом уже имя работает на него. Мой собеседник признается, что он прошёл путь от монтировщика сцены до директора. В течение 5 лет Нариман Алиев возглавлял театр, с 1978 г. стал работать главным режиссёром, а с 1987 г. – режиссёром-постановщиком. Из года в год его профессионализм неизменно рос, а спектакли получали и продолжают получать дипломы и премии республиканского и российского значения.

В 1967 г. режиссёр был награждён дипломом 1-й степени во Всероссийском смотре спектаклей драматических, музыкальных и детских театров за исполнение роли Батыра в спектакле «Землетрясение» С. Рабаданова.   Спустя три года, в 1970 году, ему была вручена  медаль «За трудовую доблесть» за создание образа Алибега Багатырова в одноименном спектакле И. Байгишиева и Г. Наврузова. 

Режиссёр был удостоен республиканской государственной премии им. Г. Цадасы (1976 г.). Имеет медали «За трудовое отличие» и «Ветеран труда», а также орден «За заслуги перед республикой Дагестан».

Из последних его работ на сцене Даргинского театра можно отметить такие спектакли, как: «В отчем доме», «Моя теща» Г. Хугаева, «Горькая судьба» Р. Багомедова, «Проделки Токалая» М. Атмурзаева, «Семя зла» Г. Салихова и др. В ближайшее время также состоится сдача комедийного спектакля «Влюбленные» Г. Наврузова.

В беседе с Нариманом Магомедовичем я задала ему несколько вопросов. 

– Кому бы вы могли порекомендовать свою профессию?

– Только творчески одарённому и очень терпеливому человеку, потому как на постановку спектакля обычно уходит от 2 до 6 месяцев кропотливой каждодневной работы. Артисту же для его становления на сцене наравне с образованием важны природные артистические данные, хороший голос, четкая дикция. Никогда не помешает и приятная внешность. Функция режиссёра – помочь прочувствовать роль, направить. Мой козырь  в том, что  я понимаю, что актёр хочет изобразить, и почему у него это не получается. В таких случаях я могу выйти на сцену и не то что объяснить, а показать, как это надо сыграть.

– Исходя из практики, кем лучше быть – актёром или режиссёром?

– Все говорят, что это две разные профессии. Но я не считаю, что актёр может быть плохим режиссёром, а из режиссёра не получится хорошего актёра! А как же величайшие театральные деятели Станиславский, Табаков, Ефремов? Отсюда вывод: актёром быть хорошо, а актёром и режиссёром – ещё лучше.

– Какой театр близок вам по духу?

– Мне близок театр естественный, человеческий, с переживаниями и эмоциями, когда грустно – со слезами на глазах, со смехом на лице, когда смешно. Кто-то скажет, что это консервативно, но кто я такой, чтобы искажать классиков мировой литературы, умнейших людей? Другое дело внести свое видение в поведение героев, передав замысел автора зрителям. Тут главное знать, чего режиссер хочет добиться в итоге. К примеру, показать на сцене не физическое убийство, а игрой, состоянием и мыслями дать понять, что чувствует человек от измены, подлости, предательства, ведь это не физический, а моральный удар. А чего стоит слово, которое порой острее и больнее ножа, может ранить и даже убить.

– Нужно ли зрителю перед просмотром спектакля прочесть произведение?

– Кто не знает языка – его должен прочесть, а те, кто знает, наоборот, таким образом приобщаются к произведениям классиков мировой литературы и наших дагестанских авторов. Я очень ратую за сохранение и распространение родного языка, особенно среди нынешней молодёжи. Горжусь тем, что за свою жизнь перевел с русского на даргинский язык 28 пьес!

– Расскажите о самых запоминающихся гастролях в вашей жизни.

– Лично для меня самые гостеприимные, благодарные зрители (не в обиду остальным будет сказано) – это жители Дахадаевского района. На всю жизнь я запомнил гастроли в с. Кища в конце 60-х – начале 70-х годов. Я поехал с артистами в качестве руководителя труппы. Вечером мы отыграли спектакль, и так как раньше в гостиницы мы не селились, остались ночевать у сельчан. И вот когда я распределил всех артистов по домам, а сам остался не у дел, решив ночевать в автобусе, ко мне подошла пожилая женщина и предложила переночевать у нее. Дом у нее был маленький и небогатый, обстановка простая. Помню, горел очаг, вся стена была черная от копоти, но для гостя женщина сделала все возможное: вытащила из сундука и постелила новые белоснежные простыни, а утром досыта накормила простой горской едой. С того дня эта ее душевная теплота долгие годы греет мое сердце приятными воспоминаниями. Жаль, женщины этой давно уже нет в живых, но ее гостеприимство и доброе отношение ко мне я не забуду никогда.

– Можете привести несколько эпитетов к слову театр…

– Театр – вдохновляющий, пороки обличающий, традиции возрождающий и душу очищающий! Вот он – наш театр! Здесь сюжет оживает на сцене, а чудеса обусловлены не только машинерией сцены, светом и звуком, но и внутренним содержанием и самоотдачей актёра. Он и есть настоящее чудо.

– Кого, по вашему мнению, играть сложнее – положительных или отрицательных героев?

– Спектакль – это маленькая жизнь. И прожить её на сцене нужно без фальши – вот бы и в реальной жизни так (смеётся). Что касается персонажей, то негодяев играть намного легче, в них ведь можно воплотить все неуместные в жизни качества, чуждые обществу и самому себе. Герой положительный – пример для подражания, потому играть его большая ответственность!

– Скажите, кто-то из ваших детей пошел по стопам родителей-артистов?

– С покойной женой мы воспитали четверых детей, семерых внуков и даже увидели первую правнучку. Но по нашим стопам пошёл лишь внук Казбек. Сейчас я лично слежу за его первыми шагами и становлением как актёра на сцене Даргинского театра.

– Я полагаю, большая честь родиться 9 мая, в один из величайших праздников, почитаемый не только в России, но и во многих странах мира. Как вы проводите этот день?

– Когда началась Великая Отечественная война, мне было всего 2 года, и позже я узнал, что двое моих двоюродных братьев ушли на фронт, один из них так и не вернулся. Поэтому каждый год 9 мая мы с товарищами идем сначала на торжественный Парад Победы в нашем городе, а уже потом отмечаем мой день рождения. Для меня этот день всегда был и остается праздником, который приносит двоякие ощущения – печаль, сменяющуюся радостью и наоборот.

Беседовать с юбиляром  можно бесконечно. Его удивительная жизнь наполнена яркими, интересными событиями и посвящена любимому делу – служению театра.

Уважаемый Нариман Магомедович, администрация и коллектив работников Даргинского театра вам от души желают крепкого здоровья и нескончаемого вдохновения. Еще долгие годы радуйте нас своими работами на сцене. Желаем, чтобы юбилей, проведенный в театре, был далеко не последним!

 

Маргарита АРСЛАНБЕКОВА, 

специалист по связям с общественностью 

Даргинского театра им. О. Батырая.

Яндекс.Метрика