Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за возможные сбои в работе сайта. Администрация сайта.

 

СИЛА СЛАБЫХ

 

В нашей газете мы часто писали о том, как подростки ломают деревья, ограждения, вытаптывают и обрывают цветы на клумбах, как устраивают несанкционированные свалки, разбивают фонари…

4-4К сожалению, к этой теме нам приходится возвращаться вновь и вновь. Недавно какие-то «нелюди», а по другому их назвать нельзя, погубили молодое деревце – платан возле новой больницы. То ли в подпитии, то ли в залихватском порыве вандалы посчитали, что можно без зазрения совести, а главное – безнаказанно, испортить и уничтожить то, что создавалось на радость людям.

А восстановление испорченных объектов, ремонт скамеек, смывание и закрашивание надписей, высадка новых деревьев требуют немалых материальных затрат и больших физических усилий со стороны работников комбината благоустройства и горзеленхоза.
Тема вандализма остается актуальной всегда. Это проблема не только нашего города и страны, это проблема любого сообщества, где живет человек.

Вандалы – название этого народа стало словом нарицательным и даже оскорбительным. А ведь  воины германского племени вандалов не совершали каких-то особенных злодеяний. Да, вандалы участвовали в разграблении Рима в 455 году нашей эры. Но главной их целью, как и у многих других завоевателей прошлого,  был сбор военной добычи, а не уничтожение или осквернение культурных ценностей. Историки считают, что недобрая слава бескультурных «варваров» закрепилась за вандалами после разрушения ими  католических церквей в северной Африке. С тех пор слово «вандализм»  вошло во многие языки мира, как обозначение бессмысленного разрушения. 
Современные  «вандалы»,  если сравнить это «племя» с их  древними пращурами-завоевателями, изрядно обмельчали. Они громят или портят чужое не для наживы, а  исключительно ради собственного удовольствия. Правда, определённую выгоду для себя они всё же преследуют. Основной мотив действий современных уличных вандалов, на мой взгляд – банальное самоутверждение. Психологи дали вандализму научное определение: «разрушительное поведение, попытка личности восстановить нарушенное ощущение контроля над ситуацией и средой». Доказательства своего «контроля над средой» эти безликие «личности» используют разнообразные: бьют стёкла, ломают деревья и скамейки, рисуют на  стенах домов безобразные «каляки-маляки». Такие неумелые граффити иногда иронично сравнивают с наскальными рисунками. По-моему, сравнение неудачное, поскольку художник каменного века, втиравший цветную глину в стену пещеры, изображая оленей и бизонов, был гораздо культурнее современного недоумка, вооружённого баллончиком с краской.
Часто это просто вандализм ради прикола. Как часто можно наблюдать на улицах нашего города идущих группой подростков, которые с дикими криками могут подбежать к урне или к дереву и с размаха начать лупить по ним ногами. В парках выдергивают с основания скамейки, разрушая и раскидывая вокруг них уложенную тротуарную плитку, ломают на скамейках перекладины.
Многим избербашцам нередко приходилось возмущаться, увидев нецензурные надписи на стенах, испачканные краской фасады, остановки маршруток, приведённое в негодность оборудование детских площадок,  и иные результаты чьих-то нездоровых развлечений.
По законам  Российской Федерации (УК РФ, статья 214, глава 24), за вандализм могут наказать штрафом в сорок тысяч рублей, либо обязательными работами (до трехсот шестидесяти часов), либо исправительными работами (до одного года), либо арестом на три месяца. Уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста. Если вандал орудовал в компании, либо в его действиях есть признаки  политической, национальной или религиозной ненависти, возможно лишение свободы на срок до трёх лет.
Наказания серьёзные. Но часто ли они применяются на практике? Вандалов очень непросто «схватить за руку» на месте преступления, а уверенность в собственной безнаказанности придаёт им силу. Но это – сила слабых, дурная сила, с которой можно и нужно бороться.
Сегодня много детей и подростков с повышенной возбудимостью, гиперактивностью, готовых «выплеснуть» свою энергию в любой момент в виде «разрушения», «вытаптывания», криков матом. Этот подросток всегда в гневе – на мать и брата, на учёбу и сокурсников в училище или техникуме, на тупых «преподов», на подружку, на всех – и почти всегда. Этот подросток попивает энергетические коктейли и пиво. Напитки эти, кстати, имеют очень опасное свойство, давно уже изученное: они повышают градус гнева в разы. Пиво заводит «машину бешенства» с первой бутылки.
Помимо материального ущерба, вандализм имеет социальные и нравственные последствия. Разбитые стекла, грубые надписи и рисунки, мусор и т.п. воспринимаются как симптом социальной деградации, признак ослабления социального контроля, что порождает беспокойство, чувство страха и уязвимости. Некоторые виды вандализма (например, порча культурных символов, надписи, содержащие агрессивные высказывания в адрес отдельных национальных групп) могут провоцировать социальные конфликты.
К вандализму можно относиться по-разному: обсуждать его, изучать, осуждать, но проблема останется. Можно ли сегодня победить вандализм? Как исправлять ситуацию? Вот это вопрос вопросов!
В мире существуют две стратегии борьбы с этим явлением. Первая делает акцент на устранении возможности разрушения (создание физических барьеров для разрушения, оперативный ремонт, ограничение доступа, охрана и наблюдение т.д.). Вторая же связана с воздействием на установки и мотивы потенциальных вандалов. Это наказание, отвлечение и воспитание. На мой взгляд, вторая стратегия более эффективна. Нужно использовать все методы. Наказывать, безусловно, необходимо, но акцент на санкциях зачастую вызывает ответное усиление вандализма и агрессии. Поэтому все-таки нужно воспитывать.
4-3В основе вандализма, на мой взгляд, лежит, прежде всего, неуважение. Неуважение к чужой собственности, чужому труду, чужим чувствам. Именно уважение – основа цивилизованного общения между людьми. Я считаю, что воспитать уважение даже важнее, чем привить любовь. Этим должна заниматься семья и воспитательная система школы. И отвлекать, безусловно, тоже нужно. Увлеченный, занятый полезным или просто интересным делом подросток вряд ли пойдет крушить фонари и ломать скамейки.

В конце статьи хотелось бы сказать еще вот о чем: акты вандализма происходят на наших глазах, но мы проходим молча мимо, боясь возмутиться, сделать замечание, заявить в полицию.
Поэтому эти «антигерои»-вандалы спокойно ходят среди нас. Наверное, даже с ощущением некоего собственного превосходства.  Им плевать на всех, кто хочет, чтобы Избербаш с каждым годом становился красивее и удобнее для её жителей и гостей. У разрушителей  на этот счёт – собственные планы.
Но неужели мы им сдадим наш город без боя? 

Анастасия МАЗГАРОВА.

Яндекс.Метрика